Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 25.02.2021, 15:40 |
Приветствую Вас Гость | |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
|
Из опыта работы учителя Балахниной Т.ДСекреты успешности сдачи ЕГЭ Из опыта работы Балахниной Т.Д. – учителя математики высшей категории МОУ Т-С СОШ №2 Вот и остался позади день 7 июня 2010 года, когда мои выпускники сдавали ЕГЭ по математике. Этому предшествовала большая кропотливая работа в течение двух последних лет, а то и всех семи лет работы с данными детьми. Результаты моих учеников: лучший — 75 балла, худший — 21 балл, в «Физмат» классе выше 60 баллов (высокие баллы, необходимые для поступления в ВУЗ, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов) получили 77% ребят. Это говорит об огромной разнице в усвоении математики учащимися и, как следствие, трудностях учителя при подготовке к экзамену, когда одним нужно еще раз объяснить обязательные программные темы по математике, а другим готовить материал вплоть до заданий С5-С6. Теперь, анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы. Новая форма организации и проведения экзамена, объединившая выпускной экзамен в школе со вступительным экзаменом в ВУЗ, повысила ответственность школы за качество знаний выпускника, а школьника поставила перед серьёзным выбором. Так как цели ЕГЭ отличаются от целей, ранее проводимых выпускных экзаменов в школе, то и структура, и проведение, и подготовка к нему должны быть другими. В условиях изменившейся концепции ЕГЭ, в ситуации недостатка методической помощи учителю, возникли существенные трудности в процессе подготовки школьников к итоговой аттестации. Учителя снова и снова задают один и тот же вопрос: «Как помочь школьнику справиться с ЕГЭ?». Как помочь каждому выпускнику реализовать потенциальные возможности и эффективно организовать учебный процесс с наименьшими физическими и эмоциональными затратами для ученика и учителя? Попытаюсь это сделать, а для начала отвечу на вопросы: «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?» с различных точек зрения: психологической, методической, и учебно-содержательной. Что мешает подготовке С психологической точки зрения: неуверенность; отсутствие желания учиться; завышенное самомнение или заниженная самооценка; негативное отношение к экзамену. С методической точки зрения: большая нагрузка, особенно во II- м полугодии 11-го класса; несовершенная методика обучения, в том числе методика подготовки к ЕГЭ; непосильные задания (как следствие несовершенства методики). С предметно-содержательной точки зрения: низкий уровень вычислительных навыков; недостаточно сформированы математические понятия; наличие пробелов в знаниях. Что помогает подготовке С психологической точки зрения: неоднократная репетиция ситуации экзамена; формирование адекватной самооценки; позитивный настрой на экзамен. С методической точки зрения: тренинг по совершенствованию вычислительных навыков; организация зачётов по вопросам функциональной грамотности, типологии выражений, функций, уравнений, неравенств, по методам решения, по вопросам тождественности преобразовании выражений и равносильности уравнений и неравенств; регулярное проведение уроков обобщения; своевременная систематизация и структуризация материала на этапах повторения; проведение в течение года диагностических работ и репетиционных экзаменов; глубокий анализ результатов и работы по коррекции. С предметно-содержательной точки зрения: работа с основными математическими объектами; совершенствование предметного языка; целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях той или иной темы. Подготовка к ЕГЭ требует от ребёнка немало психических усилий. Не все способны достойно выдержать это испытание. Под напором родителей – «Ты должен», «Тебе поступать», «Куда тебя определить, с такими отметками?» и учителей - «Я не уверена, что ты сдашь …» и т.д. многие пасуют, ломаются, озлобляются и действительно проваливают экзамен или сдают ниже своих возможностей. А ребёнку всего лишь нужно помочь. Чем могут помочь родители Родителям следует максимально поддерживать своих детей в период подготовки к ЕГЭ. А для этого нужно владеть объективной информацией в ходе этой подготовки. Желательно регулярно контактировать со школой, быть в курсе учебных успехов своего чада, его психологического настроя и физического состояния, следить за режимом дня и рационом питания выпускника. Совместные советы (учитель – родитель – ученик) по координации действий, направленных на повышение мотивации в подготовке и на её правильную организацию, способны повысить результативность обучения и, как следствие, сдачи ЕГЭ. Чем может помочь учитель Учитель, который считает, что выдал материал полностью, должен быть уверен в том, что ученик успешно сдаст ЕГЭ, и эту уверенность обязан передать своим ученикам. Слова «Не уверена, что ты сдашь экзамен» и им подобные занижаю ещё не сформировавшуюся оценку ученика. Для успешного результата выпускника лучше ориентировать позитивно – «Вы справитесь», «Вы знаете материал». Ведь они действительно знают, нужно только помочь раскрыть эти знания. Очень важно сделать акцент на индивидуальный подход, в идеале каждый ученик должен чувствовать, что учитель работает только для него. Не очень успешному ученику при подготовке к экзамену следует давать задания (их количество) по его силам, постепенно прибавляя 1-2 задания. Параллельно небольшими порциями повторять теоретический материал. У ребёнка постепенно появиться интерес – ведь, получается! Тем самым, закаляется его психологическая уверенность в том, что он успешно сдаст ЕГЭ. Каковы секреты успешности сдачи ЕГЭ по математике? Секретов нет. Всё ясно, как божий день. Совет один: учащимся нужно знать программный материал по предмету и уметь оперировать теоретическими знаниями в практической ситуации, а учителям использовать такую методику подготовки к экзамену, чтобы добиться у выпускников таких результатов. Конечно, добиться хороших результатов можно, если есть совместная заинтересованность учащихся, учителей, родителей и администрации школы. У школьников должна быть мотивация и желание сдать успешно экзамен, ведь хорошие результаты нужны для поступления в высшие учебные заведения. У учителей − цель − научить своих подопечных хорошо решать учебные задачи, умело использовать их в жизни. А руководители школы должны им в этом содействовать. Считаю, что со стороны администрации нашей школы было принято правильное решение проводить во внеурочное время дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ в каждом выпускном классе. Эти занятия дают возможность знакомить с особенностями проведения ЕГЭ по математике, его содержанием и типовыми задачами. Повторить и систематизировать основной материал программного курса, закреплять новые темы. Знакомиться с олимпиадными заданиями повышенного уровня знаний, которые используются в части «С» ЕГЭ. Изучить рекомендации по заполнению бланка ответов. Решать задания открытого банка ЕГЭ, диагностические работы в формате ЕГЭ и знакомиться с проектом демонстрационного варианта ЕГЭ предложенные, например, на сайтах:www.fipi.ru,http://abiturient/prowww.mioo.ru,webmath.ru,http:/www1.ege.edu.ru/images/stories/ege_2011/demo_2011/ma_demo_2011.pdf и др. Подготовка к ЕГЭ уже начинается с курса основного образования. Здесь есть глобальные темы, которые нельзя запускать. В 6-м классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7-м — хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8-м научиться решать квадратные уравнения, причём всеми возможными способами, упрощающие вычисления и сокращая время на их решения. В курсе 10-11 классов важно знать все темы. Очень важно, чтобы у учащихся были чёткие представления об условиях экзамена. Диагностические контрольные работы, которые в районе проводятся в течение учебного года, дают возможность школьникам оказаться на пробном экзамене, убедится в своих силах и эмоциях. Выполняя такие контрольные работы, ученик получает возможность объективно оценивать свои знания. При такой тренировке учащиеся испытывают условия экзамена. Они явно начинает понимать: что успешность сдачи экзамена зависит только от самого ученика, от его качественной подготовленности. Открытый банк заданий ФИПИ на сайтах интернета, системы дистанционного обучения, КИМы диагностических и тренировочных работ в системе ОНЛАЙН, разнообразные печатные издания, помогают составить представление о том, что можно ожидать в части «В» и части «С» экзамена. С чего же начать марафон подготовки к ЕГЭ? Для эффективной организации подготовки школьников к экзамену учителю рекомендуется, прежде всего, выявить целевые аудитории (группы), например: первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоления нижнего рубежа (5-6 заданий); вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 50-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в ВУЗ, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки; третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить высокие баллы (больше 60), необходимые для поступления в ВУЗ, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов. Для каждой целевой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.
Возможность эффективно организовать подготовку учащихся к единому экзамену непосредственно на уроках, в процессе изучения всех тем, заключается в следующем:
КИМ ЕГЭ по математике 2010-2011 годов приближены к традиционным выпускным и вступительным экзаменам. Поэтому традиционное систематическое итоговое повторение, проведение традиционных письменных работ (самостоятельные и контрольные работы, зачёты), где ученик предъявляет не только ответы, но и решения заданий, становится важным как для учащихся, изучающих предмет на базовом уровне, так и для учащихся изучающих предмет на профильном (или углублённом) уровне. (Из методического письма ФИПИ «Об использовании результатов ЕГЭ 2009 года в преподавании математики…»). И потому, какой бы ни была методика учителя подготовки к экзамену, она должна быть эффективной. Главное, суть методики – в создании системы обучения на основе целостного обобщения и систематизации курса школьной математики. Основой для реализации этой системы является оптимальная «упаковка» необходимой и достаточной базы учебного материала для существенного повышения результатов обучения в общеобразовательной школе. |
|
![]() | 2016, МБОУ "СОШ № 2" г.Тарко-Сале Пуровского района |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |