Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.02.2021, 15:40


Карта сайта           Контактная информация           Виртуальная приемная О безопасном ИНТЕРНЕТЕ

Все персональные данные на сайте школы размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Меню сайта школы
Линия помощи «Дети онлайн»
Лига безопасного Интернета
Календарь

«  Февраль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Из опыта работы учителя Балахниной Т.Д

Секреты успешности сдачи ЕГЭ

Из опыта работы Балахниной Т.Д. –  учителя математики высшей категории

МОУ Т-С СОШ №2

 

Вот и остался позади день 7 июня 2010 года, когда мои выпускники сдавали ЕГЭ по математике. Этому предшествовала большая кропотливая рабо­та в течение двух последних лет, а то и всех семи  лет работы с данными детьми. Результаты моих учеников: лучший — 75 балла, худ­ший — 21 балл, в «Физмат» классе выше 60 баллов (высокие баллы, необходимые для поступления в ВУЗ, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов) получили 77% ребят. Это говорит об огромной разнице в усвоении математики учащимися  и, как следствие, трудностях учителя при подготов­ке к экзамену, когда одним нужно еще раз объяснить  обязательные  программные темы по математике, а другим готовить материал вплоть до заданий С5-С6. Теперь, анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы. Новая форма организации и проведения экзамена, объединившая выпускной экзамен в школе со вступительным экзаменом в ВУЗ, повысила ответственность  школы за качество знаний выпускника, а школьника поставила перед серьёзным выбором. Так как  цели ЕГЭ отличаются от целей, ранее проводи­мых выпускных экзаменов в школе, то и структура, и про­ведение, и подготовка к нему должны быть другими.

В условиях  изменившейся концепции ЕГЭ, в ситуации недостатка методической помощи учителю, возникли существенные трудности в процессе подготовки школьников к итоговой аттестации. Учителя снова и снова задают один и тот же вопрос: «Как помочь школьнику справиться с ЕГЭ?». Как помочь  каждому выпускнику реализовать потенциальные возможности и эффективно организовать учебный процесс с наименьшими физическими и эмоциональными затратами для ученика и учителя?

Попытаюсь это сделать, а для начала отвечу на вопросы: «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?»  с различных точек зрения:

психологической, методической, и учебно-содержательной.

Что мешает подготовке

С психологической точки зрения: неуверенность; отсутствие желания учиться; завышенное самомнение или заниженная самооценка; негативное отношение к экзамену.

С методической точки зрения: большая нагрузка, особенно во II- м полугодии 11-го класса; несовершенная методика обучения, в том числе методика подготовки к ЕГЭ; непосильные задания (как следствие несовершенства методики).

С предметно-содержательной точки зрения: низкий уровень вычислительных навыков; недостаточно сформированы математические  понятия; наличие пробелов в знаниях.

Что помогает подготовке

С психологической точки зрения: неоднократная репетиция ситуации экзамена; формирование адекватной самооценки; позитивный настрой на экзамен.

С методической точки зрения: тренинг по совершенствованию вычислительных навыков; организация зачётов по вопросам функциональной грамотности, типологии выражений, функций, уравнений, неравенств, по методам решения, по вопросам тождественности преобразовании выражений и равносильности уравнений и неравенств; регулярное проведение уроков обобщения; своевременная систематизация и структуризация материала на этапах повторения; проведение в течение года диагностических работ и репетиционных экзаменов; глубокий анализ результатов и работы по коррекции.

С предметно-содержательной точки зрения: работа с основными  математическими объектами; совершенствование предметного языка; целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях той или иной темы.

Подготовка к ЕГЭ требует от ребёнка немало психических усилий. Не все способны достойно выдержать это испытание. Под напором родителей – «Ты должен», «Тебе поступать», «Куда тебя определить, с такими отметками?»  и учителей - «Я не уверена, что ты сдашь …» и т.д.  многие пасуют, ломаются, озлобляются и действительно проваливают экзамен или сдают ниже своих возможностей. А ребёнку всего лишь нужно помочь.

Чем могут помочь родители

Родителям следует максимально поддерживать своих детей в период подготовки к ЕГЭ. А для этого нужно владеть объективной информацией в ходе этой подготовки. Желательно регулярно контактировать со школой, быть в курсе учебных успехов своего чада, его психологического настроя и физического состояния, следить за режимом дня и рационом питания выпускника. Совместные советы (учитель – родитель – ученик) по координации действий, направленных на повышение мотивации в подготовке и на её правильную организацию, способны повысить результативность обучения и, как следствие, сдачи ЕГЭ.

Чем может помочь учитель

Учитель, который считает, что выдал материал полностью, должен быть уверен в том, что ученик успешно сдаст ЕГЭ, и эту уверенность обязан передать своим ученикам. Слова «Не уверена, что ты сдашь экзамен» и им подобные занижаю ещё не сформировавшуюся оценку ученика. Для успешного результата выпускника лучше ориентировать позитивно – «Вы справитесь», «Вы знаете материал». Ведь они действительно знают, нужно только помочь раскрыть эти знания. Очень важно сделать акцент на индивидуальный подход, в идеале каждый ученик должен чувствовать, что учитель работает только для него. Не очень успешному ученику при подготовке к экзамену следует давать задания (их количество) по его силам, постепенно прибавляя 1-2 задания. Параллельно небольшими порциями повторять теоретический материал. У ребёнка постепенно появиться интерес – ведь, получается! Тем самым, закаляется его психологическая уверенность в том, что он успешно сдаст ЕГЭ.

Каковы секреты успешности сдачи ЕГЭ по математике? Секретов нет. Всё ясно, как божий день. Совет один: учащимся нужно знать программный материал по предмету  и уметь оперировать теоретическими знаниями в практической ситуации, а учителям использовать такую методику подготовки к экзамену, чтобы добиться у выпускников таких результатов. Конечно, добиться хороших результатов можно, если есть совместная заинтересованность учащихся, учителей, родителей и администрации школы.  У школьников должна быть мотивация и желание сдать успешно экзамен, ведь хорошие результаты нужны для поступления в высшие учебные заведения. У учителей − цель −  научить своих подопечных  хорошо решать учебные задачи, умело использовать их в жизни. А руководители школы должны им в этом содействовать. Считаю, что со стороны администрации нашей школы было принято  правильное решение  проводить во внеурочное время дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ в каждом выпускном классе. Эти занятия дают возможность знакомить с особенностями проведения ЕГЭ по математике, его содержанием и типовы­ми задачами. Повторить и систематизировать основной материал программного курса, закреплять новые темы. Знакомиться с олимпиадными заданиями повышенного уровня знаний, которые используются в части «С» ЕГЭ. Изучить рекомендации по заполнению бланка ответов. Решать задания открытого банка ЕГЭ, диагностические работы в формате ЕГЭ и знакомиться с проектом демонстрационного варианта ЕГЭ предложенные, например, на сайтах:www.fipi.ru,http://abiturient/prowww.mioo.ru,webmath.ru,http:/www1.ege.edu.ru/images/stories/ege_2011/demo_2011/ma_demo_2011.pdf и др.

Подготовка к ЕГЭ уже начинается с курса основного образования. Здесь есть глобальные темы, которые нельзя запускать. В 6-м классе учащиеся должны хорошо усво­ить тему с положительными и отрицательными числами, в 7-м — хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8-м научиться решать квадратные уравнения, причём всеми возможными способами, упрощающие вычисления и сокращая время на их решения. В курсе 10-11 классов важно знать все темы.

Очень важно, чтобы у учащихся были чёткие представления об условиях экзамена. Диагностические контрольные работы, которые в районе проводятся  в течение учебного года, дают возможность школьникам оказаться на пробном экзамене, убедится в своих силах и эмоциях. Выполняя такие контрольные работы, ученик по­лучает возможность объективно  оценивать свои знания. При такой тренировке учащиеся  испытывают условия экзамена. Они явно начинает понимать: что успешность сдачи экзамена зависит только от самого ученика, от его качественной подготовленности.

            Открытый банк заданий ФИПИ на сайтах интернета, системы дистанционного обучения, КИМы диагностических и тренировочных работ в системе ОНЛАЙН, разнообразные печатные издания, помогают составить пред­ставление о том, что можно ожидать в части «В» и части «С» экзамена.

С чего же начать марафон подготовки к ЕГЭ? Для эффективной организации подготовки школьников к экзамену учителю рекомендуется, прежде всего, выявить целевые аудитории (группы), например: первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоления нижнего рубежа (5-6 заданий); вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 50-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в ВУЗ, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки; третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить высокие баллы (больше 60), необходимые для поступления в ВУЗ, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов.

Для каждой целевой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.

  • Первая целевая группа. Для этой группы необходимо преодолеть 5-6 заданий первой части ЕГЭ. Нужно провести тренировочную работу, выявить сильные и слабые позиции математической подготовки каждого и работать с сильными позициями (закреплять то, что уже получается). Число выбранных заданий должно быть, как правило, не менее 8. Работа должна быть построена так, чтобы за месяц до итоговой аттестации закончить рассмотрение всех выбранных позиций заданий с кратким ответом, совмещая работу с регулярным тематическим повторением и отработкой базовых математических навыков. Раз в месяц можно проводить зачётную работу (классную или домашнюю, индивидуальную или групповую) по выбранным позициям первой части ЕГЭ. Общая цель такой работы – отработать решения выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что нижний рубеж им по силам.
  • Вторая целевая группа. Для этой группы необходимо уверенно выполнять 11-12 заданий первой части ЕГЭ. Желательно и С1 или С2. Выявив сильные и слабые позиции математической подготовки каждого, работать со слабыми позициями, постоянно держа под контролем сильные позиции выполнением соответствующих задач (добиваться выполнения того, что не получается). Работа должна быть построена так, чтобы за два месяца до итоговой аттестации закончить рассмотрение всех позиций первой части ЕГЭ, а к моменту итоговой аттестации закончить систематическое повторение тем, соответствующих выбранным позициям части С. Раз в месяц можно проводить зачётную работу (классную или домашнюю) по задачам разных позиций первой части. Для учащихся этой целевой группы желательно регулярное проведение тренировочных работ, состоящих из заданий части 1 и выбранных позиций части 2, в частности, формируемых на базе работ, публикуемых на сайте открытого банка математических задач. Общая цель такой работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с задачами части 1 (на уровне – 9-12 заданий), повторить темы, дающие возможность решения определённых позиций части 2.
  • Третья целевая группа. Для этой группы необходимо отработать умение уверенно выполнять 11-12 заданий части 1, задание С1, С2, определить, исходя из цели учащегося, его возможностей, баланса времени, ряд позиций С3 - С6, на которые обращать внимание при организации систематического повторения. Нужно провести тренировочную работу, выявить сильные и слабые позиции математической подготовки каждого и работать со слабыми позициями, постоянно держа под контролем сильные позиции выполнением соответствующих задач. Работа должна быть построена так, чтобы за 2-3 месяца до итоговой аттестации отработать устойчивое выполнение всех заданий части 1, скорректировать траекторию подготовки, исходя из времени, требующегося на решение заданий части 1и  успехов в подготовке к решению заданий части 2. Раз в месяц, помимо выполнения тренировочных работ, рекомендуется проводить зачётную работу (классную или домашнюю) по задачам всех позиций части 1и  регулярно решать задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности.

Возможность эффективно организовать подготовку учащихся к единому экзамену непосред­ственно на уроках, в процессе изучения всех тем, заключается в следующем:

  • во-первых, включение заданий тестового характера в систему заданий для 10—11-х классов вместе со стандартными упражнениями учебника;
  • во-вторых, использование заданий и контрольных работ на этапе обобщающего повторения по каждой теме или на этапе итогового повторения и подготовки к ЕГЭ в кон­це 11-го класса;
  • в-третьих, контроль и коррекция знаний учащихся.

КИМ ЕГЭ по математике 2010-2011 годов приближены к традиционным выпускным и вступительным экзаменам. Поэтому традиционное систематическое итоговое повторение, проведение традиционных письменных работ (самостоятельные и контрольные работы, зачёты), где ученик предъявляет не только ответы, но и решения заданий, становится важным как для учащихся, изучающих предмет на базовом уровне, так и для учащихся изучающих  предмет на профильном (или углублённом) уровне. (Из методического письма ФИПИ «Об использовании результатов ЕГЭ 2009 года в преподавании математики…»). И потому, какой бы ни была методика учителя подготовки к экзамену, она должна быть эффективной. Главное, суть методики – в создании системы обучения на основе целостного обобщения и систематизации курса школьной математики. Основой для реализации этой системы является оптимальная «упаковка» необходимой и достаточной базы учебного материала для существенного повышения результатов обучения в общеобразовательной школе.

Поиск
Меню сайта школы
Наша безопасность
ВНИМАНИЕ
АКТИРОВАННЫЕ ДНИ
Погода
Яндекс.Погода
Мы в Контакте!

           Карта сайта2016, МБОУ "СОШ № 2" г.Тарко-Сале Пуровского района

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz