Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 07.03.2021, 17:16


Карта сайта           Контактная информация           Виртуальная приемная О безопасном ИНТЕРНЕТЕ

Все персональные данные на сайте школы размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Меню сайта школы
Линия помощи «Дети онлайн»
Лига безопасного Интернета
Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Памятка родителям

Что заставляет детей попробовать химические вещества (алкоголь, табак, наркотики)?

Сегодня Вашему ребенку могут предложить психоактивные вещества во дворе, в подростковом клубе, на дискотеке. Вы не в силах исключить этого и всегда должны быть готовы к такому развитию событий. Легальные наркотики (алкоголь, табак, лекарственные препараты, вещества бытовой химии), согласно проведенным исследованиям, входят в жизнь ребят еще в начальных классах, нелегальные (анаша, героин и др.) – в подростковом возрасте (12 – 15 лет). Сегодня в России средний возраст наркозависимого - 14 лет.
На основе проведенных исследований в подростковой среде можно выделить целый комплекс причин первой пробы:
  • желание не отстать от компании, быть «как все»
  • любопытство, интерес - возможность пережить приятные ощущения - стремление отключиться от неприятностей
  • «от нечего делать» и др.
Это чаще всего внешняя мотивировка, а истинные причины (мотивы) намного глубже (невозможность удовлетворить свои важные потребности, желания, психотравмирующие ситуации, неспособность разрешать жизненные трудности, освобождаться от отрицательных эмоций в конструктивной форме, неумение самостоятельно принимать ответственные решения, противостоять негативному воздействию сверстников).

От чего зависит, станут ли Ваши дети повторно употреблять наркотики и алкоголь,
станут ли они зависимы от них?

Факторов, повышающих риск наркотизации множество, но решающую роль играет их взаимодействие. Под влиянием физиологических факторов ослабленный организм подростка часто не в состоянии противостоять негативному воздействию среды, находить силы для разрешения тяжелых жизненных ситуаций. Напряженная система взаимоотношений в семье, другие социально – психологические факторы нарушают развитие личности ребенка, делая ее уязвимой, неспособной реализовать себя и свои потребности, лишая самоуважения.

Факторы, предрасполагающие и способствующие формированию
алкогольной и наркотической зависимости.

Физиологические:
  • патология беременности, осложненные роды;
  • черепно-мозговые травмы, органические заболевания мозга;
  • тяжелые инфекционные и соматические заболевания, особенно перенесенные в раннем детстве;
  • отягощенная наследственность по алкоголизму и наркомании, особенно первой степени родства;
  • задержка физического развития (в том числе и полового созревания) в подростковом возрасте.
Социальные: значительное влияние на развитие личности подростков оказывают семья, сверстники, школа, общество в целом, это воздействие может быть и позитивным и негативным.
И все же главным воспитателем является семья: 
  • велика зависимость подростков от родителей: значительная часть потребностей (в эмоциональной поддержке, любви, симпатии, духовная, досуговая, материально – бытовые) удовлетворяются в семье;
  • семья осуществляет социальный контроль за поведением подростков и выполняет задачи консультанта – воспитателя, помогая ребятам усваивать социальные нормы, так как в этом возрасте психологические механизмы самостоятельного взрослого ответственного поведения только формируются, а подростки начинают интенсивно овладевать социальными ролями, расширяя круги общения;
  • семья – главный воспитатель, так как именно родители передают детям семейные ценности, модели поведения, создают условия и помогают самореализоваться детям, формируют у них навыки здорового образа жизни, конструктивного разрешения конфликтов, умения общаться и противостоять негативному давлению среды, принимать самостоятельные нравственные решения.
Психологическая готовность подростка к приему веществ:
  • неразвитая система ценностей;
  • низкое самоуважение;
  • чувство одиночества;
  • конфликтные отношения со взрослыми, сверстниками;
  • затруднения в общении;
  • неспособность справляться с трудностями;
  • неумение преодолевать стрессы;
  • податливость негативному влиянию и давлению извне (сверстников, взрослых, рекламы);
  • отсутствие собственных достоверных знаний о наркотиках;
  • неумение выбирать здоровые альтернативы;
  • утрата целей, смысла, ориентиров на будущее;
  • нарушение процесса самореализации, низкий уровень достижений;
  • трудности в проявлении и распознавании своих эмоций;
  • низкий самоконтроль;
  • отсутствие навыков самостоятельного принятия решений, ответственности за свое поведение.
Но у каждого ребенка есть защитные факторы, помогающие ему даже в самых тяжелых житейских ситуациях оставаться «чистым» - свободным от психоактивных веществ. Одна из задач родителей – помочь сформировать и развить защитные факторы:
  • теплые, доверительные взаимоотношения со взрослыми, сверстниками;
  • совпадение убеждений и нравственных ценностей ребенка, семьи, школы, общества (когда нет «двух моделей» - проповедуем одно, а поступаем иначе);
  • возможность реализовать свои способности, таланты, мечты, цели в разных сферах жизни;
  • внутренний самоконтроль, четкость позиций, целеустремленность, самоуважение, чувство юмора, ответственность, успешное овладение разными навыками и умениями и использование их в жизни (умение самостоятельно принимать решение и отстаивать свой выбор, разрешать трудные ситуации, обращаться за помощью и оказывать ее, преодолевать стрессы, освобождаться от отрицательных эмоций);
  • умение усваивать, принимать и следовать законам и нормам семьи, школы, общества;
  • наличие обязанностей в разных социальных группах (семья, школа, сверстники), успех в выполнении, обязательства перед группой, поддержка с ее стороны, признание и одобрение достигнутого со стороны ровесников, родителей, значимых взрослых);
  • умение выбирать в жизни здоровые альтернативы.


Антинаркотическое обучение ребенка в семье

Вы должны знать:
  • основные виды легальных и нелегальных наркотиков, их симптомы, внешние признаки употребления, последствия для человека;
  • уметь распознать признаки алкогольного и наркотического опьянения;
  • вовремя замечать изменения в поведении, внешнем виде Вашего ребенка и другие социально – психологические признаки.
Что и как говорить? Это зависит от двух факторов:
  1. возрастных особенностей ребенка;
  2. уровня накопления знаний о наркотических веществах в определенном возрасте 14 – 16 лет.
Возрастные особенности. Период созревания может принести множество проблем, стрессов самому подростку и его родителям. Стремление родителей к счастью, здоровью и безопасности детей часто не дает результатов. Подростки зачастую воспринимают «в штыки» родительские советы и замечания. Помощь родителей часто рассматривается как попытка вмешаться, родительская забота – как обидное отношение «как к маленькому», советы родителей воспринимаются как команды. Реально воспринимая взрослых, подростки хотят, чтобы их тоже считали взрослыми, независимыми и самодостаточными, разрешали участвовать в принятии семейных решений. Это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, идеалов, мировоззрения, которыми молодые люди начинают руководствоваться в своем поведении. В то же самое время они остаются ориентированы на свою группу, ценности и влияние которой на поведение еще значительно, поэтому некоторые моральные понятия могут быть искаженными и способствовать развитию уязвимых личностных особенностей (упрямство нередко принимается за волю, жесткость, жестокость за мужество). Появляется потребность осознать себя как личность. У подростка появляется интерес к себе, своей внутренней жизни, потребность в собственной самооценке, сопоставления себя с другими людьми, оценке своих возможностей и способностей, личностных особенностей. На этой основе нередко возникают конфликты: противоречие между уровнем притязаний подростков и его реальным положением в группе, между отношением к самому себе и отношением к нему со стороны родителей, взрослых, ровесников. Как следствие – высокое самоуважение или неуверенность в себе.
Уровень накопления знаний о наркотиках.
В 14 – 16 лет по отношению к наркотикам формируются три группы:
  • «употребляющие и сочувствующие» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении наркотиков, с возможностью продолжительного употребления без развития зависимости;
  • «радикальные противники» - считают употребление наркотиков недопустимым, признаком слабости и неполноценности;
  • «неопределившиеся» – не определили своего отношения к наркотикам, значительная часть из них может начать употреблять наркотики под влиянием друзей.
В 16 – 18 лет группы сохраняются, но:
  • количество «неопределившихся» значительно уменьшается. Качественно меняется знание о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными;
  • в группе «употребляющих и сочувствующих» «пожинают первые плоды», в связи с чем наибольший интерес представляют криминальные последствия употребления наркотиков;
  • среди «радикальных» противников растет число людей понимающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.
Практические действия:
  • Сохраняйте доверительные, теплые взаимоотношения с подростком.
  • Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно их ненавидит.
  • Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично знаю, что ты чувствуешь». Подростки уверенны, что они неповторимы, уникальны в своем роде. Их чувства – это даже для них самих что – то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят очевидными, наивными и простыми. Очень тонкое дело – в этот период принимать в расчет их потребности.
  • Различайте согласие и разрешение, терпимость и наказание.
  • Одобряйте подростка и поддерживайте его положительные качества. Ограничьте комментарии, относящиеся к негативным чертам характера подростка. Постоянное напоминание о недостатках может осложнить ваше общение.
  • Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Уверен, сможешь справиться сам», «Приятно, что можешь отвечать за это», «Это твое решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
  • Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться невозможным (для некоторых родителей).
  • Общайтесь без ярлыков и оценок: это ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
  • Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, полное доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
  • Избегайте крайностей, неправильно давать полную свободу также, как неверно и «закручивать гайки».
  • Сохраняйте чувство юмора.
  • Формируйте адекватное отношение к наркотикам у ребенка. Если это не сделаете Вы, то это обязательно сделает кто – то другой. Дайте ребенку понять, что с Вами тоже можно об этом говорить. Поводом для Вашего разговора может быть фильм, газетная статья, конкретная жизненная ситуация. Сначала узнайте, что вообще Ваш ребенок уже знает о наркотиках. И не стоит спрашивать, пробовал ли «эту дрянь». Если пробовал, он никогда не признается, но говорить с ним будет труднее. Просто нужно удостовериться в том, что Ваш ребенок знает, как Вы относитесь к употреблению наркотиков и готовы ее обсуждать.
  • Для того, чтобы Ваши усилия принесли желаемый результат, нужно использовать то, что заложено в самой природе подростка. Стремление к независимости порождает яростный протест против любых попыток навязывания чего – либо. Больше всего подростки не любят, когда ими управляют, манипулируют, видят в них «объект», а не взрослого и самостоятельного человека. Поэтому стоит объяснить подростку, что как только он приближается к наркотикам, он утрачивает всякую самостоятельность.
  • Конструктивному разговору может помешать Ваша неуверенность и недостаток знаний. Это приводит к невозможности разговоров на подобные темы – возникает очередное «табу». Многие подростки знают это «слабое» место у собственных родителей и пользуются безграмотностью взрослых, чтобы «заткнув их за пояс», пресечь всякие попытки подобных разговоров. Займитесь самообразованием.
Поиск
Меню сайта школы
Наша безопасность
ВНИМАНИЕ
АКТИРОВАННЫЕ ДНИ
Погода
Яндекс.Погода
Мы в Контакте!

           Карта сайта2016, МБОУ "СОШ № 2" г.Тарко-Сале Пуровского района

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz