Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 27.01.2021, 11:12


Карта сайта           Контактная информация           Виртуальная приемная О безопасном ИНТЕРНЕТЕ

Все персональные данные на сайте школы размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Меню сайта школы
Линия помощи «Дети онлайн»
Лига безопасного Интернета
Календарь

«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

2011 год – объявлен губернатором ЯНАО Годом равных возможностей.

5 мая – Международный день борьбы за права инвалидов.

В стенах МОУ «Тарко - Салинской средней общеобразовательной школы №2» проводилось мероприятие посвященное дню борьбы за права инвалидов. Психологами школы был проведен тренинг с родителями детей с ограниченными возможностями на тему: «Методы саморегуляции» с целью научить родителей бороться со стрессом, снимать мышечное напряжение и умению расслабляться.

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно, это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Какие чувства  могут испытывать родители после травматического события?

Грусть. Оцепенение. Напряженность и беспокойство. Злость. Страх. Вина.

Какие физические последствия могут быть у родителей, помимо эмоционального напряжения?

Известие о тяжелом диагнозе ребенка может иметь болезненные физические последствия, они проявляются вскоре после этого или развиваются постепенно, спустя долгое время. Вот некоторые, наиболее распространенные.

Усталость и истощенность, мускульное напряжение, сердцебиение, потливость, дрожь в руках, что может приводить к периодическому нервному ознобу, болям во всем теле и проблемам с пищеварением. Медицинское лечение может вызвать некоторое уменьшение этих реакций.

Как помочь себе?

Для того, что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, нельзя свои переживания загонять в «контейнер».

Совет: Вы будете чувствовать себя лучше, если позволите себе разделить свои переживания с людьми, способными оказать поддержку. Не держите свои проблемы при себе. Своими впечатлениями от ухода за ребенком нужно делиться, и, в первую очередь, со своими близкими, членами семьи, друзьями. Скорее всего, Вы поймете, что не одиноки в своих переживаниях, и можете рассчитывать на понимание и поддержку от взрослых людей, которые находятся рядом.

Совет: постарайтесь привлечь всю семью к уходу за ребенком. Иногда семья является лучшим помощником, иногда она приносит лишь огорчения. Важно не отвергать помощь других членов семьи, если они располагают достаточным временем, и не стоит нести, подчас нелегкое, бремя ухода за больным ребенком в одиночестве. Когда члены семьи огорчают Вас нежеланием помогать, или из-за недостатка знаний о болезни критикуют Вашу работу, можно создать семейный совет для обсуждения проблем ухода за больным.

Совет: Иногда уход за ребенком с проблемами в развитии становится непосильной задачей. Если Вы чувствуете, что переутомлены и что работа превыше Ваших сил, обратитесь к тем, кто может оказать Вам помощь. Не забывайте о собственной важности.

Ваше благополучие чрезвычайно важно как для Вас самих, так и для Вашего ребенка. В его жизни Вы незаменимы, это дополнительная причина беречь себя.

Как помочь ребенку?

На протяжении сотен лет люди во всем мире пользовались ими, чтобы сосредоточиться или расслабиться и достичь высших уровней сознания. Они называются упражнениями для духа и тела, потому что в них используются методы психологического влияния на физиологические процессы. Детей легко научить пользоваться этими методами. Мы предлагаем следующие упражнения, которые нравятся многим детям.

1.Релаксация

Используя простые методы, мы можем устранить реакцию организма, вызванную стрессовым состоянием, на противоположную, так называемую «реакцию релаксации», во время которой обмен веществ, сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и изменяются ритмы мозга.

Используя упражнения по релаксации для регулирования реакции на стресс, ребенок учится справляться с пугающими его ситуациями, как, например, посещение врача, госпитализация и др.

Упражнение « Мышечная релаксация». Время: 10 мин. Возраст: 6-12 лет. (Маленькие дети могут выполнять отдельные элементы этого упражнения вместе со взрослыми).

Сядь в удобное кресло или ложись на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку).

Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения - как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, расслабления.

Переходим к ногам. Напряги мышцы ног, включая пальцы в «тугую тетиву». Затем, расслабь икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.

Напряги туловище - начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом - грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем, расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.

Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.

Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.

Упражнение «Водопад». Время: 2-3 мин. Возраст: 6-12 лет

Цель: расслабление, избавление от чувства дискомфорта.

Представь, что ты находишься в прохладном зеленом лесу у подножия водопада. Восхитительно пахнут сосны, воздух чист и свеж, брызги воды попадают на твою спину. Ты прекрасно себя чувствуешь. Подходишь ближе к водопаду, подставляя свое тело под его брызги. Руки, шея, плечи, спина, ноги ощущают прохладу. Ты садишься у самой воды, и время замирает. Все вокруг кажется прохладным, чистым и восхитительным, даже когда ты уходишь.

Может быть, ты захочешь нарисовать водопад, используя свои любимые цвета. Повесь картину у кровати и часто смотри на нее.

Примечание: возможно, лучше всего подойдут упражнения на дыхание, так как подвижность тела в больнице может быть ограничена.

2.Глубокое дыхание.

Любой родитель, который пытался успокоить плачущего ребенка, замечал связь между дыханием и эмоциями. Мы говорим: «Дыши глубже», и когда ребенок это делает, его возбуждение исчезает. И наоборот, если приласкать хнычущего ребенка, который прерывисто дышит, его дыхание становится спокойнее.

Упражнение «Глубокое дыхание». Время: 2-3 мин. Возраст: 5-12 лет. Цель: Регуляция вегетативной нервной системы. Расслабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений.

Сядь в кресло, спина прямая и расслабленная.

Положи руки на грудь, так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши ровно.

Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко.

Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего, при выдохе. Повтори это в течение 2-х или 3-х минут.

Следующий вариант «глубокого дыхания» - «воздушный шарик» - особенно полезен для взволнованного или плачущего ребенка.

Упражнение «Воздушный шарик». Время: 0,5-1 мин. Возраст: 3-5 лет.

Цель: Показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать и выдыхать».

Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделай паузу и сосчитай до 5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое - надутый шарик.

Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.

Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

Упражнение «Лифт». Время: 1 мин. Возраст: 6-11 лет.

Цель: Совершенствование мастерства, достигнутого в «воздушном шарике». Расслабление и регулирование нервной системы.

Дети учатся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6, 8 или 12 секунд в каждом из них.

Сделав вдох носом, ты начинаешь поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).

Снова вдохни - воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.

Вдохни еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.

А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.

3.Воображение.

Волшебные путешествия - медитация направленного воображения, - эти путешествия предлагают «запасной выход» для снятия стрессового состояния и восстановления энергии. Можно, благодаря этому, отвлечься, но не для того, что бы избавиться от выполнения задания или посещения врача. Наш опыт работы показывает, что обсуждение проблемы с маленькими детьми не всегда приносит результаты. А волшебные путешествия позволяют ребенку изучить свои чувства и освободиться от их давления.

Волшебные путешествия можно совершать, находясь дома или в школе. После них хорошо заниматься рисованием и письмом.

Упражнение «Путешествие в волшебный лес» Время 3 минуты. Возраст 6-8 лет Цель: Ощущение покоя, снятие волнения, решение проблем, обретение собственного места в прекрасном лесу.

Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая скамейка. Присядь на нее.

Прислушайся к звукам и насладись ароматами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.

Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.

Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы, они помогут тебе справиться с тем, что у тебя не получается.

Упражнение «Сказка». Ребенку рассказываются истории, в которых действует герой или героиня, наделенные характерными чертами этого ребенка, и которые сталкиваются с теми же проблемами что и этот ребенок. В этих историях герой или героиня находят пути и способы понимания и разрешения своих трудностей. Рассказы могут включать, помимо главных героев, волшебные, фантастические персонажи. Важно, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию данного ребенка. Рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду.

Материнство и отцовство - самые почетные звания для человека. Быть родителями детей с проблемами здоровья труднее, как физически, так и психологически, а значит - достойно величайшего уважения!

Подготовил педагог-психолог: Беркутова Э.М.

Поиск
Меню сайта школы
Наша безопасность
ВНИМАНИЕ
АКТИРОВАННЫЕ ДНИ
Погода
Яндекс.Погода
Мы в Контакте!

           Карта сайта2016, МБОУ "СОШ № 2" г.Тарко-Сале Пуровского района

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz