Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 29.10.2020, 19:16


Карта сайта           Контактная информация           Виртуальная приемная О безопасном ИНТЕРНЕТЕ

Все персональные данные на сайте школы размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Меню сайта школы
Классы "НОВАТЭК"
Наша безопасность
Персональные данные
Противодействие коррупции
Линия помощи «Дети онлайн»
Портал «Растим детей»
Лига безопасного Интернета
Календарь

«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
tonyaiq4
Мы в Контакте!

продолжение

Последовательное подчинение (друг за другом, цепочкой)

Параллельное подчинение

Однородное      соподчинение

Первое  придаточное  зависит от  главного, 2-е придаточное от 1-го и т.д.

Придаточные разного типа, зависят от разных слов в главном предложении.

Придаточные  одного типа, относятся к одному  слову в главном предложении или ко всему главному.

[            ]

  ?

(        )

  ?

(        )

[                    ]

  ?              ?

(         )     (      )

[            ]

__     ?____

               

(          )        (           )

Ребята отправились в лес, где было много черёмухи, которая только что распустилась.

Если будет хорошая погода, ребята отправятся в поход, о котором давно мечтали.

Я хочу, чтоб жили лебеди, чтоб от белых стай мир добрее стал.

 

В6. Что делаем?

1. Читаем  все предложения.

2. Выявляем сложноподчиненные  предложения. (Подчеркиваем грамматические основы, выделяем союзы или союзные слова, задаем вопросы от предложения, в котором нет подчинительных союзов.)

3. Определяем  характер подчинения придаточных в этом предложении (или вид). 

В6. Важно помнить.

Виды придаточных предложений (ориентируемся по вопросам, по обстоятельственным значениям и по союзам, союзным словам). 

Задание В7. Средства связи предложений в тексте

Какое из предложений (указаны) связано с предыдущим с помощью…(указательного местоимения, лексического повтора, синонима и т.д.)? Напишите номер этого предложения. 

В7. Что делаем?

1. Читаем  все предложения.

2. Выявляем  указанные показатели  связи предложений.

3. Определяем наличие  связи между двумя предложениями.

4. Записываем ответ. 

В7. Важно помнить

  • Формальные показатели связи предложений указаны!
  • Для того чтобы их найти, надо повторить: разряды местоимений, синонимы, антонимы и т.д.

Разряды местоимений

  • Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • Возвратное: себя;
  • Вопросительные (употребляются в вопросе): кто? что? какой? чей? который? каков? сколько?;
  • Относительные - те же, что и вопросительные, но употребляемые в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях;
  • Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их (личные в значении притяжательных);
  • Указательные: тот (та, то, те), этот(...), таков(...), такой(...), столько и др.
  • Определительные: весь, всякий, каждый, любой, иной, сам, самый;
  • Неопределенные: кто-то, кое-что, какой-нибудь, чей-либо, некто, нечто, некий , некоторый, некогда и др..
  • Отрицательные: никто, ничто, ни от кого, ни о чём; некого, нечего, некем, не о чем, никакой, ничей, нигде, никогда, никуда и другие. 

Задание В8

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 

В8. Что делаем?

1. Внимательно читаем рецензию и список терминов.

2. Читаем  все предложения, указанные в  задании.

3. Выявляем определенные заданием выразительные языковые средства.

4. Записываем  ответ. 

В8. Важно помнить

  • Помним, что нет необходимости определять все, встречающиеся в тексте, выразительные средства.
  • В случае затруднения можно попробовать исключать термины из списка  (Это точно не эпитет, не риторический вопрос и т.д., как в «примерочной»)

 

Тропы или стилистические фигуры?

  • Лексические средства, или тропы (в ед. ч. троп) (от гр. tropos -«поворот»), - обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность. Различают следующие виды тропов: простейшие - сравнение, эпитет; сложные - метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.
  • Синтаксические средства, или стилистические фигуры, - необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности. К синтаксическим средствам относят инверсию, синтаксический параллелизм, градацию, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответ­ную форму изложения и др.
  • Таким образом, во фрагменте «Такое синтаксическое средство, как_______, помогает автору аргументировать свою позицию» речь не может  идти о метафорах, эпитетах и т.п.

 

Когда не узнают сравнение

  • Речь идет о сравнении, выраженном существительным в творительном падеже: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б.Горбатов) - стоит как столб.

Напомним, что сравнение может быть также выражено:

  • оборотами со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский) - сравнительный оборот; -сравнительное придаточное; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают (Н.Гаршин)
  • формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков);
  • с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н.Заболоцкий)

 

Эпитет или метафора?

  • Следует помнить, что под эпитетом обычно понимается образное определение, выраженное именем прилагательным: седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание и т.п. Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики: каменный дом, стеклянная посуда и т.п.
  • Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола: дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т.п.
  • Развернутая метафора - представляет собой нанизывание нескольких метафор, разворачивающих образ первой, исходной метафоры: По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «галактикой Туттенберга».

 

Эпитет или олицетворение?

  • Действительно, такие эпитеты, как грустная береза, хмурое небо и под., связаны с признаками живых существ. Однако олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и «антропоморфных» глаголов, обозначающих действия (состояния) человека или живого существа вообще (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.): Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский); ...Не забудем, что насилие не живет одно, оно... непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи... (А.Солженицын); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (К. Паустовский)

Вопросно – отвенная форма изложения или риторический вопрос?

  • Риторический вопрос - это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Не случайно наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? - Все знают Ивана.
  • Вопросно-ответная форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает: Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)
  • Часто весь текст является ответом на поставленный в начале проблемный вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота (любовь, счастье и т.п.)? и далее автор начинает размышлять над этой проблемой, вопросительное предложение вряд ли следует квалифицировать как риторический вопрос.

 

Что такое порцелляция?

  • Этот термин знаком далеко не каждому старшекласснику и требует специального объяснения. Парцелляция (от лат. particula - «частица») - особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированы. И разные. (Д.Гранин) - компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.

]

Автор преподаватель русского языка и литературы  Калиничева О А


Поиск
Меню сайта школы
Дистанционное обучение

Расписание занятий, графики консультаций по ГИА

Температурный режим ("Актированные" дни)
АКТИРОВАННЫЕ ДНИ
Погода
Яндекс.Погода
Виртуальная приемная

Расписание ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ 2019г

Ссылки ЕГЭ и ОГЭ
Нацпроект "Образование"


           Карта сайта2016, МБОУ "СОШ № 2" г.Тарко-Сале Пуровского района

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz