Во всех видах современного общевойскового боя большое место отводится ближнему, и в частности рукопашному бою. Военные конфликты в различных точках земного шара убедительно доказывают, и сейчас, несмотря на оснащение армии современными видами оружия, высокую механизацию войск, требования к физической подготовке не ослабли, а наоборот, даже возросли. Военнослужащие должны не только грамотно управлять новейшей техникой, но и уметь быстро, бесшумно передвигаться, преодолевать препятствия, знать приемы рукопашного боя, которые являются таким же оружием, как автомат, пулемет или револьвер. От мастерства владения ими в бою часто зависит жизнь человека. Наряду с такими жесткими требованиями современного общества, в настоящее время в России служба в Вооруженных Силах для молодых людей не является престижным, как это было в 70-80 годы. Военно-патриотическое воспитание молодежи и добровольная подготовка граждан к военной службе проводится на недостаточном уровне. Юноши призывного возраста относятся к службе в армии с настороженностью, многие родители призывников негативно настроены к службе в армии. В общеобразовательных учреждениях по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах на прикладную физическую подготовку отводится очень малое количество часов, а в остальных классах вообще отсутствует. Курс «Элементы рукопашного боя» введен в учебный план общеобразовательного учреждения в качестве дополнительного предмета для расширения профильных предметов в классах оборонно-спортивного профиля. Программа данного курса является модифицированной, так как она разработана на базе программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по армейскому рукопашному бою. Составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-фз, типовым Поло¬жением об образовании детей - Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 233, нормативными документами Министерства обра¬зования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации » от 25.01.95 г.
Отличительные особенности данной программы от программы на базе которой она разработана заключается в том, что она направлена не на достижение высоких спортивных результатов, а на укрепление здоровья детей и формирование личности с набором ключевых компетентностей в гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, спортивно- оздоровительной сферах. В программе уменьшено количество учебных часов в неделю и объем учебного материала.
Методическое обеспечение программы является традиционным, учтены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов. Образовательная программа рас¬считана на подростков 15-17 лет, обучающихся в классах оборонно-спортивного профиля и не имеющих специальной подготовки, выполняется за 2 года, рассчитана на 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.
В методическом и содержательном отношении программа обладает определенной новизной, поскольку учебные занятия по рукопашному бою являются одной из форм подготовки курсантов к военной службе, способствуют патриотическому воспитанию.
В перспективе данная программа предполагает увеличение объема изучаемого материала.
1.
Цель программы:
- формирование физической культуры детей через овладение основами рукопашного боя.
Задачи программы:
обучение технике приёмов и тактике ведения рукопашной схватки с противником;
развитие быстроты, ловкости и силы, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам;
воспитание смелости и решительности, находчивости и инициативы, уверенности в своих силах, способности применять усвоенные навыки в ведении рукопашной схватки в сложных условиях.
Учебный материал осваивается в форме групповых, а при необходимости индивидуальных практических занятий. Теоретический материал доводится до обучающихся в водной части занятия, а так же в начале основной части занятия при изучении нового учебного материала. Содержание деятельности по данной программе предполагает тренировочные занятия, учебные тренировочные сборы, отборочные соревнования.
Ожидаемые результаты
сформированная система знаний о том, как вести себя в любой критической ситуации;
умение самостоятельно анализировать свои поступки;
выполнение спортивных разрядов.
Формы подведения итогов
тестирование;
выполнение спортивных разрядов;
участие в спортивных соревнованиях различного уровня.
Методическое обеспечение программы.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в процессе тренировочных занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Процесс подготовки разделяется на обучение и тренировку, это непрерывный процесс. Обучая - тренируем, тренируя – обучаем. Обучение и тренировка не тождественны по своим задачам, средствам и методам.
Обучение – этап начальной подготовки. Это овладение определенной системой знаний, период формирования практических умений и навыков. Основное содержание обучения – освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.
Тренировка – это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, навыков и умений.
На первом году обучения учащиеся знакомятся с правилами гигиены, спортивной дисциплины. Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях рукопашного боя, его истории и предназначении. Знакомство с требованиями спортивных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед является история физической культуры вообще, и история рукопашного боя, и методические особенности построения тренировочного процесса, и закономерности подготовки к соревнованиям и т.д. Большое внимание необходимо уделять системе контроля и самоконтроля за состоянием здоровья. На втором году обучения главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.