Строевая подготовка - предмет сугубо практический. Теоретический (словесный) элемент используется в основном для разъяснения некоторых понятий и порядка выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе "делай, как я", когда учащиеся точно копируют выполнение строевого приема руководителем.
Основное внимание направлено на развитие творческого мышления, логических, технологических и физических способностей каждого ребенка, занимающегося в детском объединении, при использовании элементов технологий развивающего личностно-ориентированного обучения, уровневого дифференцированного обучения на основе обязательных результатов, игровых и проблемных технологий
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). В программе реализованы требования Федеральных законов:
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе» и др.
Содержание программы выстроено по двум линиям:
- основы индивидульных стороевых действий;
- основы строевых действий в составе группы;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде практического выполнения строевых приемов.
2. Курс «Строевая подготовка» для специализированных оборонно-спортивных классов направлен на достижение следующих ц е л е й:
- Изучить с учащимися общие положения строевого устава ВС РФ и научить их выполнять обязанности солдата перед построением и в строю;
– воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
– Воспитывать дисциплинированность и ответственность за выполнение команд и приказов;
- Воспитание коллективизма и сплоченности, личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных силах Российской Федерации или других войсках.
3.Задачи:
усилить практическую направленность дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в изучении основных вопросов военной службы и в строевой подготовке;
сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков по основам военной службы;
ориентировать на службу в Вооружённых Силах РФ, МЧС России и других силовых структурах;
выработать качества, необходимые при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
выработать навыки и умения по одиночной строевой подготовке;
прививать умение образцово выполнять команды и соблюдать дисциплинированность;
создать условия для саморазвития личности обучающихся;
развить у подростков элементы четкости и слаженности движения.
В результате изучения строевойподготовки ученик должен
· з н а т ь:
– основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
– основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- положение Строевого устава ВС, в том числе обязанности солдата и командира перед построением и в строю.
– особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и альтернативной гражданской службы.
· У м е т ь:
- четко и правильно выполнять строевые приемы и действия на занятиях и в повседневной жизни, слаженно действовать в составе класса в пешем порядке.
- иметь образцовый внешний вид и строго соблюдать правила ношения формы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ И УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
№ п\п
Наименование темы
Аудиторные занятия
Практич. занятия
Всего часов
1
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повторение ранее изученного
1
2
3
2
Выполнение строевых приемов «Ремень – ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Предохранитель – СТАВЬ», «Штык-нож – ОТОМКНУТЬ (ПРИМКНУТЬ)». Команды, подаваемые при выполнении строевых приемов с оружием. Характерные ошибки при выполнении строевых приемов.
1
2
3
3
Выполнение приемов с оружием на месте. Выполнение строевых приемов «Автомат на - ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ», «Оружие – на ре-МЕНЬ». Характерные ошибки при выполнении строевых приемов.
4
4
4
Повороты и движение с оружием.
4
4
5
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении.
4
4
6
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
4
4
7
Общие положения и термины. Управление строем. Команды.
6
6
8
Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием.
4
4
9
Зачетное занятие.
1
1
10
Строи отделения. Развернутый и походный строй отделения. Перестроение отделения из одной шеренги в две и наоборот. Выполнение команд «Отделение, положить – ОРУЖИЕ», «Отделение - К ОРУЖИЮ».
6
6
11
Повороты отделения, размыкание и смыкание на месте и в движении. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения.
6
6
12
Строи взвода. Развернутый и походный строй взвода. Построение, выравнивание, повороты взвода.
6
6
13
Приемы «К бою», «Встать». Перебежки и переползания.
6
6
14
Действия личного состава при внезапном нападении противника. Команды, подаваемые для передвижения личного состава в бою.
4
4
15
Прохождение торжественным маршем. Относ Боевого Знамени. Порядок приведения к Военной присяге (обязательству).
6
6
16
Зачетное занятие
1
1
Всего за год обучения
2
66
68
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
Общее количество часов на 2011 -2012 учебный год - 68
Общее количество учебных часов на I четверть - 16
Номер урока
п/п
Дата проведения
№ урока по теме
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовленности
обучающихся
Домашнее задание
по плану
фактически
1
1
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повторение ранее изученного
1
Строевая стойка. Положение «оружие на ремень», «оружие за спину».
Уметь выполнять строевую стойку с оружием. Правильно надевать оружие.
Строевой устав ВС РФ
2
2
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повторение ранее изученного
1
Строевая стойка. Положение «оружие на ремень», «оружие за спину».
Уметь выполнять строевую стойку с оружием. Правильно надевать оружие.
Строевой устав ВС РФ
3
3
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повторение ранее изученного
1
Строевая стойка. Положение «оружие на ремень», «оружие за спину».
Уметь выполнять строевую стойку с оружием. Правильно надевать оружие.
Выполнение приемов с оружием на 3(4) счета и слитно.
Уметь правильно выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
7
7
Выполнение приемов с оружием на месте. Выполнение строевых приемов «Автомат на - ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ», «Оружие – на ре-МЕНЬ». Характерные ошибки при выполнении строевых приемов.
1
Выполнение приемов с оружием на 3(4) счета и слитно.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
8
8
Выполнение приемов с оружием на месте. Выполнение строевых приемов «Автомат на - ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ», «Оружие – на ре-МЕНЬ». Характерные ошибки при выполнении строевых приемов.
1
Выполнение приемов с оружием на 3(4) счета и слитно.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
9
9
Выполнение приемов с оружием на месте. Выполнение строевых приемов «Автомат на - ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ», «Оружие – на ре-МЕНЬ». Характерные ошибки при выполнении строевых приемов.
1
Выполнение приемов с оружием на 3(4) счета и слитно.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
10
10
Выполнение приемов с оружием на месте. Выполнение строевых приемов «Автомат на - ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ», «Оружие – на ре-МЕНЬ». Характерные ошибки при выполнении строевых приемов.
1
Выполнение приемов с оружием на 3(4) счета и слитно.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
11
11
Повороты и движение с оружием.
1
Отличие движения и поворотов с оружием от движения и поворотов без оружия.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
12
12
Повороты и движение с оружием.
1
Отличие движения и поворотов с оружием от движения и поворотов без оружия.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
13
13
Повороты и движение с оружием.
1
Отличие движения и поворотов с оружием от движения и поворотов без оружия.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
14
14
Повороты и движение с оружием.
1
Отличие движения и поворотов с оружием от движения и поворотов без оружия.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
15
15
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении.
1
Особенности воинского приветствия с оружием. Отличия от воинского приветствия без оружия.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь правильно выбрать дистанцию для воинского приветствия.
Строевой устав ВС РФ
16
16
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении.
1
Особенности воинского приветствия с оружием. Отличия от воинского приветствия без оружия.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь правильно выбрать дистанцию для воинского приветствия.
Строевой устав ВС РФ
Тематическое планирование на II четверть 11 класс
Общее количество учебных часов на II четверть – 14
Номер урока
п/п
Дата проведения
№ урока по теме
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовленности
обучающихся
Домашнее задание
17
17
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении.
1
Особенности воинского приветствия с оружием. Отличия от воинского приветствия без оружия.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь правильно выбрать дистанцию для воинского приветствия.
Строевой устав ВС РФ
18
18
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении.
1
Особенности воинского приветствия с оружием. Отличия от воинского приветствия без оружия.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь правильно выбрать дистанцию для воинского приветствия.
Строевой устав ВС РФ
19
19
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
1
Отличия выхода из первой и второй шеренги.
Уметь правильно выполнять упражнения.
Строевой устав ВС РФ
20
20
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
1
Отличия выхода из первой и второй шеренги.
Уметь правильно выполнять упражнения.
Строевой устав ВС РФ
21
21
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
1
Отличия выхода из первой и второй шеренги.
Уметь правильно выполнять упражнения.
Строевой устав ВС РФ
22
22
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
1
Отличия выхода из первой и второй шеренги.
Уметь правильно выполнять упражнения.
Строевой устав ВС РФ
23
23
Общие положения. Управление строем. Команды.
1
Понятия Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд.
Знать определения и команды.
Строевой устав ВС РФ
24
24
Общие положения. Управление строем. Команды.
1
Понятия Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд.
Знать определения и команды.
Строевой устав ВС РФ
25
25
Общие положения. Управление строем. Команды.
1
Понятия Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд.
Знать определения и команды.
Строевой устав ВС РФ
26
26
Общие положения. Управление строем. Команды.
1
Понятия Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд.
Знать определения и команды.
Строевой устав ВС РФ
27
27
Общие положения. Управление строем. Команды.
1
Понятия Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд.
Знать определения и команды.
Строевой устав ВС РФ
28
28
Общие положения. Управление строем. Команды.
1
Понятия Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд.
Знать определения и команды.
Строевой устав ВС РФ
29
29
Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием.
1
Развернутый и походный строи отделения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
30
30
Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием.
1
Развернутый и походный строи отделения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Строевой устав ВС РФ
31
31
Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием.
1
Развернутый и походный строи отделения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно.
Повторение ранее изученного материала
Учебно и учебно-методическое обеспечение.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006.
Строевой устав Вооружённых Сил РФ (Введён в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от Введен в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 года № 111 М.: Воениздат, 2006г 528 с.)
В.В. Апакидзе, Р.Г. Дуков “Строевая подготовка” Под ред. генерал- полковника В.А. Меримского (учебное пособие). М.: Воениздат, 1988. 336 с.
Методика строевой подготовки (учебное пособие). М.: Воениздат, 1988. 358 с.
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006.
Методическое пособие: Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс; Москва, Дрофа, 2001год.
Учебник: Основы Безопасности Жизнедеятельности –10 класс, Москва «Дрофа» 2001год, допущено Министерством образования Российской Федерации, В.Н. Латчук
Мультимедийный учебник: ОБЖ – 11 класс Москва 2005, под общей редакцией С.К. Шойгу