Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 22.04.2021, 04:11 |
Приветствую Вас Гость | |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
|
Психологические особенности младшего школьного возраста. Границы
младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,
устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее
возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации
развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально
значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На
протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип
отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно
утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка
начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она
определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном
возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические
новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии
младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на
следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь
сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к
учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему
нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности
необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной
деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник
активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и
закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в
центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего
мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все
другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а
восприятие — думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии
внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его
свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается
его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам
дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять
произвольно заданную программу действий. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы,
претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка
постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно
регулируемой и опосредованной. Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного
запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению
мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д.
Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов
организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов,
составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление
аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого
материала, серийная организация ассоциации, повторение.
Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из
основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог
А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников,
заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный.
Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а
именно этого дети не умеют.
Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами
неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при
этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной
работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы
выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к
их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети
воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на
вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же
способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся
с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой,
стараются списать у товарищей и т. д.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования —
произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как
ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат
нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя
моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто
это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или
укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение
так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте —
мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны
такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем
самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом.
Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с
дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в
себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать
определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной
внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих
действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения
отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои
переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в
личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям
сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста
проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости
воли, настроения и т. д.».
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки
ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно
подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания
как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении
нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень
их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие
взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям.
Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив
достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив
избегания неудачи. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы
поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того,
чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и
оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам
ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального
ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни».
«Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с
учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя
личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах
жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети
находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу
вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем
начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом
возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся
умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя
предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в
некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у
ребенка в течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые
приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее
среде, добиться успеха. В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других
людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов.
Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного
обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он
вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями,
поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и
качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом
школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к
концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться
и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются
необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка
как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в
работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для
раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого
ребенка.
|
|
![]() | 2016, МБОУ "СОШ № 2" г.Тарко-Сале Пуровского района |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |