«Как
сохранить и повысить желание ребенка ходить в школу»
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой
интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю
выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком
о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам,
используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах
в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости,
поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний
побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни
вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его
школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства,
консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное
для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем
возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить
их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете
случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и
уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой
наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен
расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как
наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость,
можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность,
если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более
внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса
больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за
плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать,
какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее
образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи,
организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте
любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует
также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах,
установленных в школе и классе, различных возможностях обучения,
предоставляемых школой вашему ребенку.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их
сами.
Установите вместе с
ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные
в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать
хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и
убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим
образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с
домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не
подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в
школе.
Выясните, что вообще
интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и
предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно
превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен
понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление
узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в
школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое
количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски,
чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную
и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят
изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в
школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в
среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При
любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней
атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка
поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Составил педагог-психолог: Беркутова Э.М.
Рекомендации родителям, чьи дети:
- гиперактивные
Следует чаще менять род их деятельности,
учитывая повышенную отвлекаемость таких детей;
Обязательно похвалить его, когда он заслуживает;
В доме важно поддерживать чёткий распорядок дня;
Ребёнку следует давать только одно задание на
определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить;
Во время игр таких детей нужно ограничивать лишь
одним партнёром, избегая при этом беспокойных, шумных приятелей;
Важно давать ребёнку возможность расходовать
избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе:
длительные прогулки, бег, спортивные занятия;
Следует говорить с такими детьми сдержанно,
спокойно и мягко;
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно
приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- капризные и медлительные
Не торопите и не подгоняйте малыша, это не
только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но
и вредно - так создаются условия для возникновения невроза;
Из-за медлительности они с детского сада могут
сторониться сверстников; а если родители поощряют такое поведение, не помогают
ребенку – не учат двигаться, бегать, прыгать и иногда, из-за боязни инфекций
или по каким-либо другим причинам, сами ограничивают контакты с детьми, – все
это лишь усугубляет медлительность;
Подробно разбирайте все непонятное, не
усвоенное на уроке. Старайтесь даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне
ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия
учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро
будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно;
Старайтесь регулярно выкраивать время, чтобы
полностью посвятить себя ребенку. Это сделает его более уверенным.
- воруют
Не провоцируйте ребенка на воровство, не
разбрасывайте деньги по квартире, а храните в недоступном для ребенка месте;
Очертите для ребенка границу между его
собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет
права распоряжаться;
Эффективным способом профилактики воровства
является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги
воспринимаются детьми с большой ответственностью.
- конфликтные
Попробуйте сдерживать стремление ребенка
провоцировать ссоры с другими;
Не обвиняйте другого ребенка в возникновении
ссоры, защищая своего, старайтесь объективно разобраться в причинах
конфликта;
После ссоры обсудите с ребенком причины ее
возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к
конфликту, попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной
ситуации;
Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения
с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет
продолжать провоцировать их.
- замкнутые
Расширяйте круг общения вашего ребенка,
приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми, как взрослыми, так и
детьми;
Подчеркивайте преимущества и полезность общения,
рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое
удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
Стремитесь сами стать для ребенка примером
активно общающегося человека.
- агрессивные
Проявляйте любовь к ребенку в любой ситуации. Не
оскорбляйте ребенка. Проявляйте недовольство именно действием, поступком;
Контролируйте собственные агрессивные импульсы.
Помните, что дети учатся взаимодействию путем наблюдения окружающими людьми;
Не подавляйте проявление агрессии ребенком.
Научите его выражать свои враждебные чувства словом, в рисунке, при помощи
игрушек, в спорте;
Если ребенок капризничает, злится, кричит,
бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он
успокоится, придет в себя;
Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с
его мнением, чувствами. У ребенка должна быть своя территория, личная жизнь;
Покажите ребенку неэффективность агрессивного
поведения. Объясните ему, что впоследствии с ним никто не захочет играть, и он
останется один;
Установите социальные правила поведения.
Например, «Если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее
тебе, подожди»;
Не забывайте хвалить ребенка за старательность.
Дайте им почувствовать, что они производят хорошее впечатление;
Беседуйте с ребенком о его поступке без
свидетелей. В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов;
Исключите ситуации, провоцирующие негативное
поведение ребенка;
Предоставляйте возможность ребенку получить
эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Заведите подушку, которую
ребенок сможет бить.
- грубят и сквернословят
Не проявляйте бурной реакции. Подчеркните – в
нашей семье эти слова употреблять не принято, воспитанные люди так не говорят;
Объясните ребенку, что брань – проявление не
силы, а бессилия. Утвердиться в глазах окружающих можно и другими способами;
Не ведите себя агрессивно по отношению к
ребенку;
Не переводите отдельные инциденты в шумное
разбирательство с участием других взрослых;
Признайте статус своего ребенка, чтобы такие
способы самоутверждения ему попросту были не нужны;
Постарайтесь, чтобы ребенок не мог слышать
подобные слова в семье;
Решите для себя: если нельзя ругаться грязными
словами, запрет должен распространяться на всех членов семьи.
- тревожные и застенчивые
Подмечайте все малейшие достижения ребенка,
хвалите за успехи и не заостряйте внимание на его неудачах;
Не торопите ребенка, давайте ему время
привыкнуть к новому. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для
подготовки ответа время;
Не заставляйте ребенка «быть смелым». Дайте ему
почувствовать себя в безопасности;
Не кричите ни на детей, ни в их присутствии;
Обращаясь к тревожному ребенку, устанавливайте
контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка;
Не будьте чрезмерно требовательными. Ребенок
должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения,
успехов;
Создавайте ситуации, где ребенок может проявить
достоинства, приобрести уверенность в себе: праздники для детей, выезды на
природу, походы;
Не давайте негативных оценок плодам деятельности
ребенка;
Не проявляйте чрезмерную опеку. Создайте условия
для развития самостоятельности и веры в себя.
Помните: опыт неудач и поражений приземляет,
опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои
нежные крылышки.
- испытывают страхи
Помогите им воспользоваться своим воображением.
Пусть ребенок вообразит то, чего боится, и представит себе, что это не
представляет из себя ничего ужасного;
Помогите ему сделать то же самое в реальной
жизни, но очень постепенно. Если ребенок боится животных, пойдите в магазин,
где продаются животные, но сначала предложите ему посмотреть через стекло;
Прочитайте об этом. Если ребенок боится пауков
или насекомых, например, он может прочитать о них в книге;
Успокойте ребенка. Детям нужно объяснить, что у
них нет оснований бояться того, что наводит на них страх, вероятность такого
события мала;
Вооружите ребенка электрическим фонариком. Даже
если ребенок им не воспользуется, он знает, что фонарик рядом и его можно
включить в любое время;
Внимательно выслушивайте ребенка. Разговор о
страхах ребенка поможет ему понять их причину и преодолеть их в конечном итоге;
Оказывайте поддержку. Будьте в детской до тех
пор, пока ребенок не заснет. Ребенку необходимо чувствовать, что вы всегда
рядом;
Помогите ребенку развивать навыки борьбы со
страхом, научите исследовать собственные страхи, анализировать их.
Если же Вы чувствуете, что застряли в проблеме,
и не можете разобраться с тем, что происходит – обратитесь к профессиональной
консультации психолога или психотерапевта.