Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 01.03.2021, 02:43 |
Приветствую Вас Гость | |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
|
Вредные привычки.Профилактика в раннем возрасте.Уважаемые папы и мамы , сегодня мы с вами поговорим об одной из самых актуальных проблем современного общества- о вредных привычках и их профилактике . Будучи уверенными в том , что ваши
дети « ничего не знают» об алкоголе и табаке, вы не считаете нужным специально
объяснять , чем опасно знакомство с
этими веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки
обнаруживают определённую осведомлённость в отношении одурманивающих веществ.
Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных
изделий, наименований алкогольных напитков. Сегодня возраст
начала наркотизма - приобщения к одурманивающим веществам- постоянно снижается.
Есть дети, уже в 6-7 лет попробовавшие
вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривали на
улице. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше
риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к
алкоголю , курению. Возрастные
особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю и
курению. В младшем
школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан
с изменением социальной позиции ребёнка.
Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он
знакомится с множеством людей- учителями, одноклассниками и т.д. считается, что
кризис 7 лет- это рождение социального « Я» ребёнка. Изменение
самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для
ребёнка представляет всё, что так или иначе связано со школой,- школьные
успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. Для ученика его
ситуация в школе- мощный источник положительных и отрицательных эмоций. Ситуация в школе
во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю и
курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствует себя изгоем, пытается
найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том
числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя « вещества
взрослых». Причём если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то
в последствии для подростка это становится и способом получения
положительных ощущений, избавления от
неприятных переживаний, связанных, в том числе и со школой. Во-первых ,
позаботиться о том, чтобы у ребёнка не
формировался комплекс неполноценности( или сделать всё, чтобы избавить ребёнка
от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь
деле успешным . Это может быть спорт,
опека младшего брата- любая деятельность. Во-вторых ,нужно замечать любые, даже
малейшие, продвижения в учении. Если у ребёнка в стройном ряду «двоек»
появилась ,хотя бы одна « тройка» - это уже победа. Эффективно и действенно
сравнение его сегодняшних результатов с вчерашними. Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через стадию « маленьких обезьянок» проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению. Ещё одна
поведенческая реакция- это демонстрация своей «взрослости», отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую
способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем .
Чтобы ребёнок выбрал другие способы самоутверждения, необходимо создать
условия, при которых он сможет почувствовать
свою значимость, самостоятельность без вреда для здоровья. Особенности семейного воспитания. Огромное
значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие
домочадцев друг к другу. Очень опасно
воспитание по типу гипоопеки, когда дети
испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются
предоставленными сами себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное
пренебрежение родителями своими обязанностями,
и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего
языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но гораздо чаще
причина гипоопеки совсем иная- загруженность родителей на работе. Но опасна не только гипооопека, но и
прямо противоположный тип воспитания-гиперопека. В этом случае родители с
раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему
возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок не получает собственного опыта преодоления
трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю,
подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему
влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения- ведь
этому их в семье не научили. При выкуривании
одной сигареты в атмосферу переходят 0,008 г никотина и другие вещества
сгорания( табачные смолы, углекислый газ, сероводород и т.д.) никотин-
сильнейший нервный яд. Про судьбу бедной лошади , погибшей от капли никотина,
известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0,08г
никотина ( такое количество содержится всего в 10 сигаретах0, знают немногие.
Понятно, что далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся около 25%
этого «дымного букета». Приблизительно 60% рассеивается в атмосфере, а
вот 15% попадает в лёгкие окружающих. Кстати,
если курильщик в той или иной мере защищён сигаретным фильтром, то про
некурящих этого сказать нельзя. В организме
ребёнка, механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких по
возможности быстро освобождаться от токсических веществ механизмы только
формируются. Отсюда и печальная статистика :заболеваемость у детей курильщиков
простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше,
аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. Меры
избежания пассивного курения - в семье должны быть наложено табу на
курение в присутствии ребёнка. - помещение нужно часто и регулярно
проветривать. - нужно минимизировать воздействие
запаха табачного дыма. -научить ребёнка правильному поведению в
присутствии курящих людей.
Это касается не
только детей курильщиков, но и мальчиков и девочек из некурящих семей. Ребёнок
должен знать, что ему нельзя находиться в одном помещении с курящими. Он может
выйти( из комнаты), он имеет право попросить взрослых людей прекратить курить в
его присутствии - объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему
это делать ни в коем случае нельзя. Важно объяснить
опасность курения для здоровья ребёнка. При этом главный акцент стоит сделать
на значимых для мальчики или девочки вещах. Все дети мечтают быстрее вырасти ,
поэтому расскажите им о том, как курение влияет на рост. Все дети(особенно
девочки) хотят иметь привлекательную внешность – тут можно объяснить, что
курение быстро старит и делает человека значительно менее привлекательным. Что делать, если
вы узнали, что ребёнок пробовал курить? Попросите его
объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребёнком,
нередко может заставить взрослого задуматься , правильно ли вообще он строит
взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент-
ребёнок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение : во-первых,
потому, что ему бывает сложно сформулировать причину, во- вторых, зачастую он
сам себе не отдаёт отчёта, зачем он это сделал. И тут очень важна доверительная
атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не
последует наказания. Следует
разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить.собственно
говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться
того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные- тут и
неорганизованный досуг, и любопытство, и влияние друга, и просто растерянность,
и неумение отказать… Ребёнок должен
обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать
ему ваше огорчение, растерянность. Назовите ещё близких и авторитетных для
ребёнка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребёнок в этом возрасте
уже может и дожжен прогнозировать реакцию окружающих на его действия .
Попросите его успокоить вас , дать обещание больше не повторять свой поступок.
За праздничным столом. Спиртное - непременный атрибут
праздничного стола. О пользе умеренного употребления некоторых алкогольных
напитков говорят с самых серьёзных научных трибун маститые медики. Понятно, что
никто из родителей не хочет, чтобы его ребёнок приобщился к алкоголю. Но надо
сказать, что реакции взрослых на ситуации , связанные с алкоголем и курением
детей, разительно отличаются друг от друга. Если к детскому курению абсолютное
большинство взрослых относится крайне негативно, рассматривая его как
недопустимое, то в случае с алкоголем довольно много пап и мам считают возможным эпизодические пробы
напитка. По данным
соцопроса, около 78% детей младшего
школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это
с разрешения взрослых Обычно
происходит это так. Праздничный стол, за которым сидят вместе взрослые и дети.
Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все
поднимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и … и в этот момент раздаётся тонкий
ноющий голосок: « мама, а я тоже хочу, ну дай попробовать, ну мам!..» Прежде всего надо понимать, что эти
эксперименты далеко не столь «
безобидны», как это может показаться кому- из взрослых. Главная опасность таких
экспериментов даже не «физиологическая» , а скорее психологическая. В сознании
ребёнка снимается внутреннее табу на использование алкоголя. Такая форма
поведения автоматически переходит в разряд разрешённых, тем более если алкоголь
использовался с позволения родителей. Конечно, ребёнок
должен присутствовать за столом на общих семейных праздниках. Но родителям
стоит заранее объяснить ребёнку, что алкогольные напитки предназначены для
взрослых, а ему их пробовать пока нельзя, так как это помешает ему вырасти,
стать сильным. За столом должен быть обязательно любимый напиток ребёнка. Но совместные
праздники с участием ребёнка ни в коем
случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения(
да ещё близкий, знакомый)- совершенно не подходящее зрелище для мальчика или
девочки, особенно если это взрослый- отец или мать. Если ребёнок всё же стал
свидетелем нежелательной сцены? Объясните ему, что взрослый очень плохо
чувствует себя… Предотвращение знакомства с одурманивающими
веществами. Как не покажется
странным, но семейная профилактика наркомании должна заключаться не только и
даже не столько в беседах об опасности одурманивающих веществ. Гораздо важнее
сформировать у ребёнка свойства и качества, обеспечивающие ему успешную
социальную адаптацию, дающие ему возможность решать возникающие проблемы и
реализовать свои потребности без помощи наркомании. Прежде всего,
это формирование у ребёнка
культуры здоровья. Культура здоровья- один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для
самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека
личностные приоритеты здоровья- уже в младшем школьном возрасте мальчик или девочка
должны понимать: здоровье- это одно из важнейших условий для счастливой жизни,
его нужно беречь и укреплять. А почему дети
или подростки начинают использовать одурманивающие вещества? Мы уже называли
тут и любопытство, и желание новых, ещё не испытанных ощущений, и стремление
стать в компании своим, потребность завоевать авторитет среди сверстников. А
это значит, что второй важный секрет семейной профилактики заключается в том,
чтобы помочь ребёнку освоить как можно
больше способов реализации собственных потребностей, не прибегая к столь
опасным способам. Только в этом случае можно говорить о существовании
своеобразного внутреннего иммунитета к одурманиванию, поскольку оно теряет
какое-либо значение и привлекательность для ребёнка: стоит ли рисковать, если
можно достичь желаемого за счёт собственных
усилий, умений. Поэтому
родителям нужно учиться создавать условия для реализации потребности ребёнка в
новом, неизвестном( удовлетворение любопытства ), потребности в общении и признании сверстников, а также потребности
в удовольствии от собственных усилий. Нередко раннее
приобщение к одурманивающим веществам происходит из-за того, что ребёнок
подобным образом пытается завоевать авторитет среди сверстников, войти в
компанию, стать «своим». Вот почему так важно научить ребёнка контактировать со
взрослыми и ровесниками , помочь ему создать «свой круг», чтобы мальчик или
девочка не испытывали одиночества и смогли реализовать свою потребность в
общении. И рецепт тут тот же : сделать
жизнь ребёнка разнообразной, чтобы у него была возможность общаться с большим
кругом людей и учиться оценивать черты характера, находить общий язык с
окружающими, идти на компромиссы и отстаивать свою точку зрения. Семейная профилактика оказывается тесно
связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к
формированию у ребёнка культуры жизни - потребности и умения в самореализации,
способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества
способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими
многие беды, в том числе и «дружбу» с одурманивающими веществами . |
|
![]() | 2016, МБОУ "СОШ № 2" г.Тарко-Сале Пуровского района |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |